Маргъал — дагестанское украшение

Традиционные женские украшения народов аварской группы примечательны в первую очередь уникальной сохранностью архаических художественных форм и декоративных мотивов, восходящих к эпохе бронзы. Одним из самых древних является тип нашивных украшений, о чем свидетельствуют, достаточно, многочисленные археологические находки, датируемые VIII–X веками. К этому типу относится и «маргъал» — украшение из селения Ругуджа, Гунибский район.

Ругуджинская невеста в день свадьбы надевала уникальное налобно — теменное украшение маргъал (с авар. «жемчужина»), не имеющее аналогов ни в одном другом селении Дагестана. Это исключительно свадебное украшение, надеваемое девушкой один раз в жизни и передаваемое из поколения в поколение, от матери к дочери.

Свадебный костюм невесты в целом был подчинен идее скрыть, спрятать невесту от дурного глаза завистников и нечистой силы. Центральным событием свадебного обряда являлся переход невесты из отцовского дома в дом жениха, символизирующим переход молодой девушки в абсолютно иной социальный статус — статус замужней женщины, принадлежащей уже другому тухуму. Именно в этом переходном состоянии девушка считалась наиболее уязвимой, поэтому ее всячески старались скрыть, защитить. Невесту вели в дом жениха ночью, а ее наряд полностью скрывал фигуру и особенно лицо. Ювелирные украшения, которые являлись неотъемлемой частью свадебного наряда, также выполняли функцию оберегов. Таким образом, художественные формы подчинялись сакральному содержанию украшения, которое являлось его сутью.

В декоре почти всех серебряных элементов фигурируют древние символы (круг, свастика, треугольник, зооморфные образы), которые являются визуальными архетипами архаических культур почти всех стран мира, выполняя функцию оберега.

Основа представляла собой четырехугольник из дорогого однотонного материала (дарай, зарбаб — шелк, парча) чаще всего красного или фиолетового цвета на подкладке из ситца с пришитыми к нему ленточками для закрепления на затылке. Каждая деталь маргъал располагалась в строго определенном месте. Вся матерчатая основа расшита плоскими круглыми бляхами с изображением солярных знаков в виде крестов и спиралей. В более поздних вариантах встречаются бляхи и с растительным орнаментом. Главным элементом откуда и название украшения (маргъал — авар. «жемчуг») является композиция из мелкого речного жемчуга в виде пяти треугольников, расположенных по нижнему краю маргъала. Треугольную форму имеют также серебряные двухчастные подвески, декорированные черневым традиционным растительным орнаментом со штампованными восточными огурцами и монетами. В основном он был необработанный и мелкий, но ценился в те времена очень дорого — за одну обмотку вокруг большого пальца отдавали корову. Им расшита вся нижняя часть матерчатой основы. Пришивался он особыми стежками в виде пяти зубчиков. Женщин, которые умели стегать жемчуг, было немного, они назывались маргъал ч1ваяй ч1ужу (женщина, которая прицепляет жемчуг). В день изготовления маргъал в доме невесты устраивали небольшое торжество. На уровне висков к нему пришивались чувал (лошадки), которые являлись составной частью маргъал. Действительно, центральная часть этого украшения представляет собой спаренные головы лошадей, смотрящие в противоположные стороны. Присутствие в ритуальном украшении, каким является маргъал, в качестве одного из основных. элементов именно фигур лошадей не случайно — культ коня был широко распро- странен почти у всех народов Кавказа, в том числе и в Дагестане. В целом чувал напоминал большие, доходящие от висков до плеч серебряные серьги со множеством подвесок. Только форма центральной части (непосредственно лошадки) была постоянной, а остальная зависела от вкусов и фантазии мастера. Еще один необходимый элемент маргъал — подбородочное украшение мач1акь куц. Основу его составлял большой медальон, который прикреплялся к нижним боковым частям матерчатой основы при помощи цепочек с подвесками в виде чеканных мокъокъал (куропаточки) и занимал место под подбородком.