Кубачи — аул златокузнецов

Аул Кубачи расположен на высоте 1750 метров. Старая его часть выглядит как типичный высокогорный аул: расположенные на крутом склоне дома (как правило, 2–3-этажные, но встречаются даже 5–6-этажные) лепятся друг на друга живописными террасками, образуя беспорядочные лабиринты с узкими проходами, лестницами, галереями.

Плоские крыши нижних домов сплошь и рядом служат внутренними двориками верхних, при этом все соседи живут в мире и полном согласии. Улицы здесь узкие, осталось много старых строений и древних башен, архитектурно оформленных родников.

Вокруг аула много старинных надгробных памятников, покрытых великолепными орнаментальными мотивами и сюжетными композициями, относящимися к кругу памятников средневековой культуры Кубачей.

В нижней части села находится мечеть XVII века. Издревле кубачинские мастера ковали великолепные мечи, шашки, кинжалы, изготавливали прочные и легкие кольчуги, другие доспехи. Секреты мастерства передавались по наследству, складывались целые династии, многие из которых дошли до наших времен. Искусство кубачинцев достигло высокой степени совершенства еще в XIII–XV веках. Сделанные ими кольчуги, шлемы, мечи, ножи, медная посуда и женские украшения славились далеко за пределами Кавказа и Персии.

В 1924 году была организована ювелирная артель, которая в 1960 году была преобразована в художественный комбинат, ставший крупнейшим предприятием народных художественных промыслов, преемником старых мастеров, где основным производством стало изготовление женских украшений (серег, браслетов, перстней), а также товаров городского спроса (портсигары, ложки, изящная серебряная утварь). Из всех металлообрабатывающих производств сохранились изготовление кинжалов и шашек в оправе. Многие работы кубачинцев неоднократно удостаивались наград на отечественных и зарубежных выставках, а некоторые мастера получали Государственную премию.

Уникальные произведения кубачинского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран, например в Государственном Историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного народного искусства (Москва), Лувре (Париж), музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Кубачинцы с гордостью рассказывают, что двурогий шлем Искандера Зулкурная (так горцы называли Александра Македонского) смастерили у них. Меч, подаренный Мстиславу, щит Александра Невского не имели себе равных.