Аул Балхар

Аул Балхар расположен в уютной горной долине на высоте около 1 600 метров над уровнем моря. Здесь тоже живут лакцы. Нужно обязательно найти время, чтобы прогуляться по запутанным узким улочкам села в поисках культурных артефактов — старых петроглифов и символов советской эпохи.

Балхар – очень древнее место. Никто точно не знает, когда аул появился. Все документы, хранившиеся в старой мечети, были уничтожены пожаром. О его истинном возрасте и о том, как село образовалось в этих землях, мы можем судить лишь из древних эпосов.

Гончарные изделия делали во многих дагестанских сёлах, но далеко не каждая становилась столь популярной и любимой всеми многочисленными здешними народностями. Первое документальное упоминание балхарских керамических вещиц относится к 13 веку. Но и археологические изыскания и даже характер орнамента, отсылает нас в куда более древние эпохи.

Основой долголетия ремесла стал материал, который добывается из озера, что неподалеку от селения. Глины здесь разные, но в керамике чаще всего используются красно-кирпичная, белая и желтая. Её сначала долго топчут ногами и всячески мнут. По этому поводу у балхарцев есть шутка, что лучшая невеста та, у которой самая большая ступня.

Неповторимый балхарский стиль складывался довольно долго. Считается, что до конца он оформился в 17 веке. Именно в те далекие годы появился канон, которого мастерицы строго придерживаются и сегодня.

Все изделия Балхара, кроме мелкой пластики, вполне себе прикладные. В крупных сосудах хранят крупы и зерно, мелкие применяют для разных жидкостей или местной бузы, особого праздничного напитка, который делают почти все дагестанские народы. Лишне говорить, что в балхарской посуде и зерно целее, и вода вкуснее. Интересной особенностью балхарской керамики стало то, что вазы, или кувшины на гончарном круге, или по-местному «жюллЕ», не вытягиваются из цельного куска глины. Это довольно редкая и очень архаичная жгутовая манера, когда полоски глины вживляются уже непосредственно в тело сосуда.

Село Балхар. Расположено в Акушинском районе Республики Дагестан. Население около тысячи человек. Высота расположения села – тысяча шестьсот метров над уровнем моря. Основной этнос – лакцы. Лакский язык — один из 14 официальных языков Дагестана, принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. На нём говорит около 146 тысяч человек.

Балхар – очень древнее место. Никто точно не знает, когда аул появился. Все документы, хранившиеся в старой мечети, были уничтожены пожаром. О его истинном возрасте и о том, как село образовалось в этих землях, мы можем судить лишь из древних эпосов.

Гончарные вещи делали во многих дагестанских сёлах, но далеко не каждая становилась столь популярной и любимой всеми многочисленными здешними народностями. Первое документальное упоминание балхарских керамических вещиц относится к 13 веку. Но и археологические изыскания и даже характер орнамента, отсылает нас в куда более древние эпохи.

Основой долголетия ремесла стал материал, который добывается из озера, что неподалеку от селения. Глины здесь разные, но в керамике чаще всего используются красно-кирпичная, белая и желтая. Её сначала долго топчут ногами и всячески мнут. По этому поводу у балхарцев есть шутка, что лучшая невеста та, у которой самая большая ступня.

Неповторимый балхарский стиль складывался довольно долго. Считается, что до конца он оформился в 17 веке. Именно в те далекие годы появился канон, которого мастерицы строго придерживаются и сегодня.

Канон не ограничивает балхарскую керамику в размерах. Это может быть и крохотный кувшин, и внушительная напольная ваза, где изображена историческая часть селения.

Все изделия Балхара, кроме мелкой пластики, вполне себе прикладные. В крупных сосудах хранят крупы и зерно, мелкие применяют для разных жидкостей или местной бузы, особого праздничного напитка, который делают почти все дагестанские народы. Лишне говорить, что в балхарской посуде и зерно целее, и вода вкуснее.

Интересной особенностью балхарской керамики стало то, что вазы, или кувшины на гончарном круге, или по-местному «жюллЕ», не вытягиваются из цельного куска глины. Это довольно редкая и очень архаичная жгутовая манера, когда полоски глины вживляются уже непосредственно в тело сосуда.

Мастерицы постепенно, шаг за шагом наращивают будущий кувшин, примазывают его стенки. Жгуты из глины, толщиной 2-3 сантиметра, заготавливают заранее. Но если форма изделия того требует, женщина делает необходимую глиняную полоску прямо в процессе работы. Потом кувшины лостят, превращая сосуд в герметичный.

Роспись на изделиях — это как раз то, что сделало балхарскую керамику настоящим национальным брендом. Она неподглазурная, и исполнена в древнейшей манере. Похожие узоры находили на сосудах, имеющих отношение ещё к бронзовому веку. На древнее происхождение указывают и многочисленные солярные знаки, и символы плодородия, в обилие украшающие стенки балхарских сосудов и игрушек.