Аул Ахты

В двухстах километрах от ближайшей железнодорожной станции Белиджи, что в Дербентском районе, в глубине горного лабиринта Южного Дагестана, там, где сливаются бурные реки Самур и Ахты-чай, под сенью величественного, покрытого вечными снегами Шалбуздага раскинулся главный аул Лезгистана – селение Ахты, похожее на горного орла, раскинувшего могучие крылья.              

Согласно географическим данным, Ахты расположено на 47 гр. 27 мин северной широты и 57гр. 42мин. восточной долготы от Гринвичского меридиана и имеет самую большую численность населения среди аулов Дагестана, равную 15 тысячам человек. Селение находится на высоте 1054 метра над уровнем океана и представляет собой административный центр Ахтынского района.

Особую живописность селению Ахты придают мосты, на территории селения насчитывается 11 мостов: два — на Самуре: один соединяет Ахты с селениями Луткун, Кака, Хрюг, Зрых, а также с Рутульским районом, а второй — с селением Хкем. Семь мостов построены на Ахты-чае и его притоках. Это — крепостной мост (у места впадения Ахты-чая в Самур), железобетонный, сооруженный в 1915 г. бельгийцами Джиорсом и Дебернарди (почему-то их журналисты и местные жители считают итальянцами), верхний арочный мост, возведенный местным самородком Идрисом; затем идут мосты по дороге к горячим целительным водам: два моста у вхождения и выхода из участка «Лай» (они в настоящее время заброшены), мост через расу Мугулах, и мост через Ахты-чай у самого подхода к серным источникам. И, наконец, два моста на опасных селевыми потоками балках: первый — в центре аула, у районной больницы, построенный Гаджи-Султали, и второй — на Гуркамской балке. 

 Как писал Тагир Хрюгский:Сказок прекрасней, богаче мечтыНаш районный центр Ахты.СКОЛЬКО ЛЕТ АХТАМ?Ни один из коренных жителей не называет родное селение — Ахты Они, да и жители близлежащих аулов именуют селение или Ахцагь или Ахцагьар (множественное от Ахцагь).

Согласно мнению дагестанского лингвиста, профессора Г.Х. Ибрагимова, в названии цIаI, выделяемой в основе топонима цIаIх, восходит к начальному цIа, цIай – «огонь». Лексема цIа (цIай) с течением времени, кроме основного значения «огонь», приобретает дополнительное значение – «очаг», «дом», «жилище», «село» и, наконец, собственное название селения.Вот уже более 25 столетий аул носит свое подлинное название Ахцагъ. Позднее, во время пришествия непрошенных гостей, завоеватели по праву победителей пытались изменить его, дать ему новое название (Тури, Шах-Бани, Кендушкент, Ахты и др.), однако, народ донес до наших дней исконное, первоначальное название. И за это ему спасибо от потомков.ПРОПАВШАЯ КНИГАУченые свидетельствуют о том, что в прошлом существовала и имела хождение среди грамотных людей Южного Дагестана интересная рукописная книга под названием «Ахты-наме» («Сказание об Ахты»), рассказывавшая о многовековой истории одного из древнейших селений Дагестана — Ахты. По неизвестным причинам эта книга исчезла, и предпринимающиеся поиски современных ученых пока не дали сколько-нибудь утешительных результатов. Имеется даже легенда о том, как был уничтожен единственный экземпляр «Ахты-наме».

Рассказывают, когда в ХVIII веке Ахты подверглось нашествию полчищ Надир-шаха, местные именитые люди, дабы вымолить снисхождение у «грозы царей», собрали самые ценные подарки и преподнесли их персидскому шаху. 

Среди них была богатая шуба, сделанная из шкурок выдры, и потрепанная объемистая книга, написанная от руки, — «Ахты-наме». Шубу он принял, так как собирался пойти в поход на север, в нагорный Дагестан, лишь спросив:- Где он водится, этот самур? (Самур по-персидски выдра).- Вот в этой реке.- Хорошо, — решил Надир-шах, — пусть отныне река будет называться Самур!Взяв в руки «Ахты-наме», Надир-шах небрежно перелистал книгу и спросил:- Что в ней написано.- Это история нашего города, — ответили ахтынцы, — примите ее в дар. Шах Надир презрительно посмотрел на послов и сказал:- Здесь больше не будет города. Кому нужна книга о его истории? И бросил книгу в костер. Она сгорела на глазах ахтынских послов. Однако на этом не успокоился тиран. Он хотел уничтожить Ахты.Так как многие мужчины скрывались в горах, ища помощи у соседей, Надир-шах велел собрать маленьких детей на широком поле, где крестьяне молотили хлеб, и приказал своим всадникам затоптать их подковами. С тех пор это место ахтынцы называют Шах-харман — место шахской молотьбы.

Самоназванием села является слово «Ахцагь» и производный от него вариант во множественном числе «Ахцагьар».

Ахты находится на самом юге Республики Дагестан, в долине реки Самур, при впадении в неё реки Ахтычай. Расположен в долине пиаловидной формы, окружённой серыми каменистыми безлесными горами, между горными вершинами: Гестинкиль 2788, Ухиндаг 1870, Шалбуздаг 4142, Ярусадаг 3584. С севера к Ахты примыкает Самурский хребет, с юго-запада Гельмец-Ахтынский хребет, а с юго-востока боковые хребты, отходящие от Шалбуздага.

Ахты расположен на широте Ташкента и южнее Тбилиси, Батуми и Рима.

На протяжении всей своей истории Ахты славился своими целебными горячими серными источниками, вырывающимися с большим напором из сланцевых толщ гор. Первое упоминание источников в исторических документах относится к VI веку н. э., когда шахиншах Ирана Хосров I Ануширван, удивлённый рассказами очевидцев о целительных свойствах ахтынских вод, отправил к источникам 60 семей в сопровождении 300 воинов под руководством эмира Шах-Бани для их обустройства.

После присоединения Ахтыпаринского вольного общества к Российской империи здесь были построены небольшие здания с плоскими крышами над четырьмя источниками, которым дали наименования — солдатские, мужские, женские и офицерские. Исследовав ахтынские воды, военно-медицинское управление Самурского округа направило 15 ноября 1882 года письмо в Темир-Хан-Шуру, начальнику военно-народного управления Дагестанской области.

  • В письме указывались целебные свойства ахтынских вод, для примера приводились результаты лечения в Ширванском пехотном полку — из общего числа больных половина выздоровела, 40 процентов получили значительное облегчение и только у 10 процентов никаких изменений не произошло. Упоминалось также о большой популярности источников среди жителей Южного Дагестана. Главной проблемой в письме было обозначено отсутствие нормальной инфраструктуры для лечащихся. Далее, автор просил предпринять необходимые меры для перестройки имеющихся помещений на источниках и постройки здания для лечащихся. К письму прилагались рисунок и план местности, план дома для приезжающих и смета расходов.

В октябре 1884 года инженер Невинский доложил в письме военному губернатору Дагестана об ахтынских минеральных водах. В письме указывалось, что находящийся в 4 верстах от Ахты источник Жени плохо обустроен, а именно, открытым бассейном из мелких камней, в котором стирают бельё, а затем купаются ахтынские женщины. Температура источника была отмечена в 30 градусов по Реомюру. В версте от Жени, отмечает автор, находится серно-щелочной источник Хамам, обустроенный пятью разнопрофильными помещениями из речного камня на глине. Помещения предназначались разным категориям населения: солдатам, местным мужчинам, местным женщинам, офицерам, а также имелся один жилой дом.

Окружной врач отмечал, что источник Хамам даёт 20 тысяч вёдер воды в сутки. Уже в 1897 году начальник Самурского округа Куцевалов рапортовал военному начальнику Дагестанской области о выполнении работ по благоустройству инфраструктуры на источниках.

В советские годы инфраструктура источников продолжала развиваться. Были построены трёхэтажный пансионат, гостиница, ресторан, столовая, чайная. В годы Великой Отечественной войны на источнике Жени производили дубление кожи. В послевоенные годы получили популярность грязевое озеро с целебной массой, а также особо горячий источник, предназначавшийся для лечения радикулита. Был основан завод по розливу лечебно-столовой воды «Ахты». В конце 1950-х годов ахтынский курорт посетил советский писатель Дмитрий Трунов. В 1958 году на горячих минеральных источниках был открыт детский ревмокардиологический санаторий.